Наши партнеры






Газета "Шахматная неделя", №31-2006

   1 полоса:  Главные новости

Цветной разворот:  Chess-960: Творить с первого хода 

 Проверь себя!

КЕРЕС ПРИ ВСТРЕЧЕ ВСЕГДА ЦЕЛОВАЛ МНЕ РУКИ

     Каждый, кто играл в ЦШК, знает Александру Королеву. Ее можно назвать душой клуба, настолько она с ним сроднилась за последние полвека. На глазах Александры Алексеевны выросли практически все московские шахматисты, нет среди них такого, кому она не нашла бы доброго слова, кому не помогла бы советом. Сейчас Александра Королева на пенсии, но пропустить юбилей клуба она, разумеется, не смогла. Предлагаем читателям запись ее выступления на вечере.

Александра Королева     Я давно не была в клубе, но часто вспоминаю тех людей, с которыми я когда-то начинала здесь работать. Это произошло совершенно случайно, в 1950 году, еще в другом здании. Многие шахматисты росли у нас на глазах, например, Евгений Васюков приходил в клуб еще мальчишкой. Часто бывал Василий Панов, Петр Романовский. За красавцем Тарасом Прохоровичем ходили все студентки. Еще на «Красной швее», где раньше был клуб, работал Григорий Равинский. Он вел занятия с молодыми. Приходил Женя Васюков, Саша Никитин и многие из тех, кто стал нашими ведущими шахматистами.
     Многие из тех, кому сейчас уже за 70, называли меня когда-то «тетей Шурой». Моя начальница отправляла меня с маленьким ребенком на все лето в деревню и даже присылала зарплату, только чтобы я от нее не ушла – такое хорошее было отношение.
     Когда я пришла в клуб, здесь еще не доделали пол, не было и штатного расписания. Директором ЦШК тогда еще был шашист Веретэ. Он был инженером, и под его руководством проходил ремонт клуба, но буквально через несколько дней его сменил Лев Яковлевич Абрамов, он-то и звал меня работать в клуб. А Борис Павлович Наглис был уже третьим директором.
     Вскоре все закрутилось. Появились гардеробщики, дежурные, буфетчица Зинаида Владимировна. Буфет был в той комнате, где сейчас находится музей. Гардероб в те годы у нас был как в театре. Редакция журнала «Шахматы в СССР» тоже всегда была в клубе. Возглавлял ее гроссмейстер Рагозин.
     Постепенно к нам пришли тренеры Моисеев, Хасин. Когда кто-то набирал мастера, это был праздник. Один раз на «Красной швее» проходил четвертьфинал Союза. Тогда на игру пришли посмотреть Борис Равкин с Тиграном Петросяном, тот только приехал в Москву.
Нам долго не везло с инструкторами, никто не задерживался надолго. Пришлось мне становиться хозяйкой. Отвечать сначала за сто комплектов шахмат, а потом практически за всё. У меня даже была первая наша библиотека. Книг в ней было немного. Постепенно их стали покупать, началась активная работа. Потом буфет переехал на этаж ниже, а на его месте мы открыли библиотеку. Очень быстро росло число членов клуба. Членство стоило четыре рубля за год, вход – 30 копеек. Приходили к нам и школьники, они набирали у нас разряды и были очень счастливы попасть в клуб. Вскоре появился и городской календарь соревнований. В этом здании стали проходить отборы к первенству города.
     Очень хорошо помню, как в главном зале стояло восемь столиков, за которыми играли тогдашние двадцатилетние кумиры Союза – Гургенидзе, Таль и многие другие.
     Работали тренеры, были кабинеты мастерства для кандидатов в мастера. Проводились лекции в Чигоринском зале. Я его так и называла – «лекционный зал». Очень много проходило сеансов, они были небольшой подработкой для наших мастеров.
     Если какой-то гроссмейстер выезжал за границу, то по возвращении он обязательно отчитывался о прошедшей поездке. Эти лекции были настолько интересными, что всегда собирали полный зал. Через два года работы мы стали проводить первенство клуба. Сейчас трудно представить себе, что у нас играло по 600 человек в неделю. В воскресенье, понедельник и в субботу собиралось по двести человек. Мы использовали каждый уголочек здания. А наш ответственный секретарь Карачаров ходил в те годы с огромной сумкой карточек, где отмечались результаты наших шахматистов. Бывало, что в турнирах, которые я судила, одновременно оказывалось по 60 отложенных партий!
     Было много разных приключений. Люсе Белавенец и Алле Кушнир я подкладывала на стул по две коробочки из-под шахмат, чтобы они могли доставать до фигур на доске. Как-то я долго отпаивала Кереса чаем, когда он приехал из-за границы с сильным отравлением. После этого он всегда при встрече целовал мне руки. Многие из тех, кто ехал на соревнования ранним или ночным поездом, оставались ночевать в гроссмейстерской. Им приготавливали чай и поесть.
     Многие просили перенести партию. Говорили: «Шура, ну сделай что-нибудь, мы вечером идем с женой в театр». И не было такого шахматиста, которому я не пошла бы навстречу. Так я и прожила в клубе всю жизнь. Все меня знали. Сейчас я получаю спортивную пенсию 1200 рублей, что очень помогает мне при моей маленькой пенсии.

Записала
Наталия УШАКОВА

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА – ВЕЛИКА РОССИЯ...

     Все чаще можно услышать, что в различных уголках нашей страны общеобразовательные школы вводят в программу обучения уроки шахмат. Например, в Ханты-Мансийске губернатор Александр Филиппенко объявил о введении во всех школах региона шахматных уроков. Это и подтолкнуло нас к разговору в первом сентябрьском номере «ШН» со старшим научным сотрудником Института теории и истории педагогики Российской академии образования, подвижником идеи «Шахматного всеобуча» Игорем Георгиевичем Сухиным.

Игорь Сухин     – Расскажите об идее создания «Шахматного всеобуча».
     – Идея шахматного всеобуча уходит своими корнями в XIX век. Тогда были высказаны пожелания о проведении шахматных занятий в «старшей школе», причем кое-где намерение было претворено в жизнь. Так, в 1815 году шахматы стали обязательной дисциплиной в копенгагенской Военной академии. В обоснование этого решения начальник академии доложил военному министру, что «игра, в которой существует около 72 000 различных способов сделать первые два хода, не может не быть полезной для будущих офицеров с точки зрения выработки у них быстроты реакции на быстро меняющуюся ситуацию». А в начале ХХ века почти одновременно:
– Зигберт Тарраш аргументировал введение шахмат в программу старших классов средних учебных заведений;
– Эмануил Ласкер рекомендовал шахматы в качестве элемента школьной программы; 
– министр народного просвещения России предложил директорам гимназий ввести как побочный предмет обучение шахматной игре.
Термин «Шахматный всеобуч» был введен в обиход энтузиастами из Краснодара в самом начале 1980-х годов. Чуть позже почин был поддержан в Красноярском крае, при этом секретарь краевого комитета КПСС Т.П. Игнашов в одном из интервью объяснил, что «Шахматный всеобуч» представляет собой массовое привлечение детей к шахматам в комплексе: детский сад – школа. Сегодня я бы охарактеризовал «Шахматный всеобуч» так – продвижение шахмат как учебного предмета в систему дошкольного образования и в начальную школу.
     – Как восприняли идею Всеобуча шахматисты и школы?
     – Шахматисты сами выработали, генерировали эту идею. В 1983 году в «64 – Шахматное обозрение» был опубликован прекрасный материал Н. Майданской «Место действия – школа: Дорогу Шахматному всеобучу», в котором были приведены мнения на этот счет и школьных учителей, и авторитетных гроссмейстеров, которые оттенили те или иные достоинства шахмат как учебного предмета. И никто из них не высказался против. Но Министерство просвещения СССР отклонило предложение ввести шахматные уроки в программу общеобразовательных школ, сославшись на перегруженность учебной программы.
     – Как же тогда удалось реализовать идею?
     – В 1993 году Министерство образования РФ повернулось лицом к шахматам. Момент был благоприятный, ведь в школьном образовании свершилась подлинная революция: появились альтернативные учебники практически по каждой дисциплине, а в сетке уроков – новые предметы. Представился шанс для официального введения шахмат в программные документы общеобразовательной школы, и благодаря инициативе, поддержке и заботе сотрудников Отдела начальной школы он был реализован. Я здесь особо обращаю ваше внимание на то, что не шахматисты снова вышли в министерство с предложением, а само Министерство образования в лице Отдела начальной школы после анализа ситуации в стране и учета достоинств шахмат как учебного предмета выступило инициатором создания шахматного курса для общеобразовательной школы. Начало было положено Приказом Министерства образования РФ №325 от 30.07.93 «О дополнении к приказу Минобразования России от 02.07.93 №271». В соответствии с Приказом №325 был поставлен проект «Шахматы детям» и впервые в мире разработан специальный учебно-методический комплект по обучению игре в шахматы для начальной школы, первый год обучения. В 1994 году Экспертный совет Министерства образования одобрил работу, выполненную по проекту «Шахматы детям», и в том же году Программа факультативного курса «Шахматы, первый год» была опубликована в сентябрьских номерах журналов «Начальная школа» и «Вестник образования». Это первые нормативные материалы! В следующем номере журнала «Начальная школа» было опубликовано информационно-методическое письмо начальника Главного управления развития общего среднего образования Министерства образования РФ М.Р. Леонтьевой «О преподавании в начальной школе». Впервые в отечественной истории шахматы удостоились столь высокой оценки со стороны руководящего сотрудника Минобразования столь высокого ранга.
     С 1994 года официально в начальной школе были выделены учебные часы для факультативов: 2 часа в первом классе и по 3 часа во втором и третьем классах. Учителям предоставлялся выбор из трех факультативных курсов («Введение в народоведение», «Твоя Вселенная» и «Шахматы – школе»).
     Здесь следует уточнить, что такое шахматный факультатив. Многие полагают, что это дополнительные занятия, проводимые после уроков. А на самом деле, факультативы нового поколения в начальной школе присутствуют в сетке уроков наряду с математикой и чтением. Поэтому не может не вызывать удивления тот факт, что до сих пор в прессе встречаем: «Давайте включим уроки шахмат в школьную программу хотя бы в виде факультатива». Шахматы в России уже двенадцать лет в программе начальной школы! Другое дело, что уроки шахмат проводят далеко не в каждой школе, так как от администрации зависит, будет ли в сетке занятий шахматный курс или, скажем, «Введение в народоведение».
     В 1994-1995 гг. работа была продолжена и подготовлен к печати учебно-методический комплект второго года обучения. В него вошли: 1. Программа «Шахматы, второй год»; опубликована в журналах «Начальная школа» (1995, №8) и «Вестник образования» (1995, №12). 2. Учебник для второго класса «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем» (Обнинск: Духовное возрождение, 2003). 3. Пособие для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу» (Обнинск: Духовное возрождение, 2004). 4. Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет «Удивительные приключения в Шахматной стране» (М.: Поматур, 2000). Каждая из указанных работ также получила гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ».
В 1996 году обе программы включены в сборники обязательных программ Министерства образования «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3)» и «...Начальные классы (1-4)». – М.: Просвещение, 1996.
     Позднее опубликована программа «Шахматы, третий год» («Начальная школа», 1998, №3). В том же году увидела свет новая редакция «Программ общеобразовательных учреждений. Начальные классы», в которые включены шахматные программы трех лет обучения (М.: Просвещение, 1998). В дальнейшем они были переизданы в 2000, 2001 и 2002 гг. Добавим, что в настоящее время издаются программы только для 4-летней начальной школы.
     Сравнительно недавно в обеспечение учебного курса изданы рабочие тетради и тетради для проверочных работ. Все это позволяет шахматному курсу занять достойное место в ряду учебных предметов начальной школы.
     Я наверняка вас утомил цифрами, но, увы, они необходимы. Каждая цифра – весомый аргумент в беседе любого специалиста с чиновниками различных Управлений образования.
     – Какие проблемы были выявлены за годы работы?
     – Главная проблема – велика Россия, поэтому, несмотря на наличие Интернета и т. п., информация из центра «до самых до окраин» идет… годы! Именно годы! Даже в Москве. Вот буквально на днях мне позвонили из одной московской школы: «Ура, у нас теперь шахматы в расписании! Пришел министерский приказ!» Выясняю, что за приказ? Оказывается, они только-только получили Приказ Минобразования №2211 от 18 мая 2004 года «О развитии шахматного образования в системе образования РФ» (его еще два года назад опубликовала ваша газета), в результате которого были намечены первоочередные меры по проблеме и создан Координационный совет под председательством 12-го чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова. Анатолий Евгеньевич великое дело для шахмат сделал! Такой важный приказ в Министерстве «пробил» – в случае оперативного выполнения уже сегодня к шахматам в школе особое уважение было бы! Но, увы, в России приказы руководящих структур не выполняются. Брошу прямой упрек региональным шахматным федерациям – проспали! Зачем тогда «ШН» его публиковала? Лишь в Хабаровском крае (и то лишь потому, что на Всероссийском Интернет-педсовете-2004 я напрямую просил об этом замминистра образования края), в Ульяновской и Воронежской областях (благодаря инициативе шахматных федераций данных областей) были приняты региональные приказы во исполнение Приказа Минобразования №2211.
     Центр задает направление и рассчитывает на обратную связь, на ответную инициативу регионов. Положительный эффект будет достигнут только в том случае, если «шевеление» будет не только в центре, но и в регионах. В общеобразовательных школах многих регионов трудится немало учителей шахмат, но, как выяснилось, в региональных федерациях не только не оказывают им помощь, но и не знают их фамилий. А ведь кое-кто преподает шахматы по 20-30 лет в одной школе… Не следует считать, что Председатель Координационного совета все сделает за вас – без инициативы на местах ростки шахматного образования зачахнут также, как и в конце 1980-х. Приказ №2211 дал каждому региону и всей стране шанс, и преступно им не воспользоваться.
     – Как идет распространение Всеобуча по России? Какие регионы в лидерах?
     – Первопроходец – Калмыкия. В июне 1995 года издан Указ Президента Республики Калмыкия №29 «О государственной поддержке шахматного движения». В соответствии с Указом в начальных классах Калмыкии введены уроки шахмат, созданы секции и кружки при учреждениях дополнительного образования, организованы семинары для повышения квалификации. Затем 17 ноября 2000 года вышел приказ Министерства образования Республики Саха №01-08/1589 «О введении уроков шахмат в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)», где есть такие строки: «С 2000-2001 учебного года ввести в программу с 1 по 4 классы общеобразовательных школ республики учебный предмет “шахматы” за счет часов по выбору». Если выделять населенные пункты, то отмечу инициативную работу в Набережных Челнах (лидер), Москве, Санкт-Петербурге, Нижнекамске, Пойковском, Сатке, Обнинске, Калининграде и др. К сожалению, редко где ведется систематическая, кропотливая работа…
     – С какими трудностями сталкиваются школы, желающие ввести у себя новый учебный предмет «Шахматы»?
     – Трудностей – море, как и у каждого молодого учебного предмета. Обычно, основных проблем две: 1) отсутствие полноценного учебно-методического комплекта; 2) кадры. Принципиально важно, что уже есть учебно-методические комплекты, получившие гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ», так как использовать в школе учебники, не имеющие рекомендации Министерства образования, законодательно запрещено. При этом в ряде регионов разработаны местные комплекты, получившие региональные грифы – тоже хорошо, так как учитель должен иметь возможность выбора – это один из важнейших постулатов современной общеобразовательной школы. А вот кадры – пока большая проблема. Реально, как в России, так и за рубежом, учителями шахмат в школах нередко становятся спортсмены-разрядники, не имеющие педагогического образования и не знающие детской психологии. Сплошь и рядом они наспех объясняют детям азы древней игры, уже спустя несколько занятий начинают давать неоправданно сложный материал, поэтому нередко ученики теряют интерес к игре. Преподавать шахматы должны в первую очередь сами учителя начальных классов, но, безусловно, только те из них, которые понимают развивающее значение древней игры и ориентированы на творчество.
     Курс «Шахматы – школе» разработан так, что его могут освоить обычные учителя начальных классов, не умеющие играть в шахматы. При этом тезис «сначала учусь сам, затем учу школьников» особенно значим для сельских регионов, так как дает в руки педагога инструмент, который в дальнейшем сделает будущего выпускника конкурентоспособным при поступлении в престижные вузы.
     Также не во всех регионах хватает инвентаря, не все директора понимают важность преподавания нового предмета в своей школе. Если по основным предметам программы издается множество методических материалов, сборников с детально описанными уроками, то по шахматам конкретных качественных поурочных разработок крайне мало. Первостепенное отношение имеют и отклики в прессе на те или иные методические разработки. Скажем, не так давно в «Шахматной неделе» вышла критическая статья в адрес разработок Сергея Позина. Увы, любая критика в СМИ больно бьет по всему направлению в целом. Будет ли способствовать такая критика появлению новых методических материалов в СМИ? Нет, педагоги, которые имеют свои разработки, вряд ли захотят «подставляться». Это заявляю вполне компетентно, так как сейчас я модерирую несколько форумов на Всероссийском Интернет-педсовете-2006, часто получаю от педагогов интереснейшие разработки, но мне очень редко удается уговорить авторов опубликоваться в «Шахматной неделе», так как, по их словам, «им не нужны отрицательные эмоции, и без них проблем хватает». И они абсолютно правы! Это характерно не только для шахматистов, но и для всех педагогов. Публикуя любые критические материалы, желательно семь раз отмерить. Главный принцип – не навреди!
     И снова о кадрах. В наши дни вопросы подготовки и переподготовки кадров для общеобразовательных школ и дошкольных учебных заведений имеют решающее значение. Здесь вся надежда на РГУФК (Е.П. Линовицкий), РГСУ (А.Н. Костьев) и другие структуры. Очень своевременно решение о создании при РГСУ Всероссийских шахматных курсов. Лучшая постановка переподготовки учителей начальных классов сегодня, на мой взгляд, в Набережных Челнах.
     – Недавно Президент России Владимир Путин встречался с Президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым и пообещал оказать шахматам государственную поддержку, как вы думаете, отразится ли это на перспективах «Шахматного всеобуча»?
     – Считаю августовский обмен мнениями знаковым событием. На встрече 8 августа президент ФИДЕ детально рассказал об ее важнейших программах, особое внимание уделив работе международного комитета «Шахматы в школах». Во многих ведущих странах мира шахматы стали полноценным и полноправным учебным предметом, и с этим нельзя не считаться. Отмечается, что президент России проявил интерес к этому вопросу и рекомендовал Министерству образования и науки ознакомиться с опытом преподавания шахмат в общеобразовательных школах разных государств с последующим применением его в нашей стране.
     Общая беда шахмат состоит в том, что мы не умеем использовать в свою пользу даже мощный информационный повод. Если слегка утрировать, то каждый председатель региональной шахматной федерации мог уже 9 августа отправиться в региональное Министерство образования и «хлопнуть кулаком по столу». Кто это сделал? А 10-го августа уже поздно – жизнь течет быстро.
     При этом пикантность рекомендации Президента РФ Министру образования заключается в том, что здесь неверно расставлены акценты: самый позитивный опыт преподавания шахмат как учебного предмета в общеобразовательной школе накоплен именно в Российской Федерации (и в СССР). Запад учится у нас, мы же недостаточно хорошо знаем свой собственный опыт! И все же встреча очень и очень обнадеживает.
     – Какое будущее у «Шахматного всеобуча»?
     – Я смотрю вперед со сдержанным оптимизмом. Ведь дальнейшее продвижение шахмат в общеобразовательную школу и в систему дошкольного образования, по большому счету, выгодно всему шахматному сообществу. Недаром, буквально за последние два-три года огромных успехов добились китайцы, которым не так уж давно была оказана мощная поддержка со стороны государственных структур. Думается, России отступать дальше некуда. Это понимают на многих уровнях и стараются использовать развивающий потенциал шахмат в полной мере. Еще перед встречей двух президентов за введение с начала нового учебного года факультативных шахматных занятий в общеобразовательных школах высказался губернатор Ханты-Мансийского автономного округа, а после встречи – губернаторы Томской и Свердловской областей. Не сдавать позиций!
     – Какую поддержку Всеобучу могут оказать шахматные СМИ?
     – Еще три года назад в отечественной прессе практически не было достоверной информации о состоянии дел в области шахматного образования. То, как подают шахматную информацию нешахматные СМИ, очень далеко от реальности. Большинство заголовков в СМИ о введении шахматных занятий в школах вот такие – «На уроках в Энске дети будут ходить лошадью» (я не преувеличиваю). После этого – все, тупик, образ уже сформирован! Это антишахматы. Сейчас же, благодаря «ШН» (и с начала 2006 года – «Учительской газете»), россияне стали получать истинную информацию о проблемах и перспективах «Шахматного всеобуча». Хотелось бы пожелать «ШН» не сбавлять темпов и еще больше давать материалов о жизни и деятельности региональных учителей шахмат, при этом особенно ценными представляются любые конкретные методические разработки уроков для общеобразовательной школы. Очень не хватает рубрики «Урок в школе», куда учителя шахмат могли бы присылать описания своих типичных занятий, открытых уроков, мастер-классов. Не стоит помещать систематический курс – подобную информацию можно почерпнуть и в книгах, а вот как подавать тот или иной учебный материал на конкретном уроке, бесценно. Не так давно образцовый мастер-класс провела Татьяна Бойко из п. Пойковский. Замечательные открытые уроки продемонстрировали мне недавно Наталья Черничкина, Владимир Калибердин и Татьяна Шабанова в столичных школах №1270 и №1410. Подобный опыт очень просится на бумагу.

Беседовал
Александр ДУБИНИН

   

Обозрение
Рейтинги московских шахматистов
Опросы
Проекты
Деловые шахматы
Дискуссия о работе РШФ
"Шахматная неделя"
№43-2006
№42-2006
№41-2006
№40-2006
№39-2006
№38-2006
№37-2006
№36-2006
№35-2006
№34-2006
№33-2006
№32-2006
№31-2006
Интервью
Взгляд изнутри
Взгляд снаружи
Звездный взгляд
События





Актуально

 Первенство Москвы по блицу

 Первенство Москвы по рапиду

 Первенство Москвы по классике

 Кубки Москвы по блицу и рапиду

Полезно


Рейтинги


Яндекс.Метрика





Новости Обозрение Школа Игра Клуб Тары-бары

Шахматный клуб им. Т.В. Петросяна © 2001-2019