Сергей Сергеевич Купцов, Валерий Петрович Мозалев. Дирекции спортивных и зрелищных мероприятий г. Москвы.
– Расскажите, чем вы занимались на Moscow open 2007? И как вам это давалось?
– В.П. Начнем не с турнира. Мы представляем Дирекцию спортивно-зрелищных мероприятий города Москвы, которая работает под руководством Москомспорта и занимается проведением соревнований высокого уровня. За последнее время в нашем активе несколько чемпионатов мира, в частности по фигурному катанию, по легкой атлетике, по пятиборью, по парусным видам спорта. Были и два чемпионата Европы по художественной гимнастике, финал мировой лиги по волейболу. То есть соревнования с большим количеством участников для нас не в новинку, это обычная наша работа. Теперь у нас в графике появился как фестиваль Moscow Open, к которому мы подключились. Для нас эта задача была не очень сложной, поскольку фестиваль проводится не в первый раз. Уже были определенные наработки. Мы подключились на уже готовый материал, нашей задачей было закрыть ту часть вопросов, которыми мы обычно занимаемся. Это касается подготовки спортивных сооружений, размещением участников в гостиницах, транспорт, питание.
– Есть какая-то специфика у шахматных соревнований?
– С.С. С технической стороны проведение таких мероприятий не представляет серьезных сложностей, но он достаточно длительный и утомительный, потому что соревнование продолжается больше недели по пять часов в день. Но мы не сосредоточены исключительно на Moscow Open 2007. За время его проведения мы провели параллельно еще одно мероприятие – международный турнир по легкой атлетике – «Русская зима», параллельно у нас идет подготовка к другим мероприятиям, среди них чемпионат мира по хоккею.
– Раньше вы работали с шахматами?
– В.П. Работали, но не в рамках дирекции, а в рамках тех организаций, где я раньше работал. Мы участвовали в проведении Шахматной олимпиады в Москве в 1994 году, которая проходила в гостинице «Космос». Мы работали в фирме «Хот шот спорт сервис» и проводили замечательный турнир по быстрым шахматам – «Кремлевские звезды».
– Он был блестяще организован!
– В.П. Он проходил в 1994-96 годы в Кремле. Я принимал участие в его подготовке. Еще в 2001 году мы проводили матч между Каспаровым и Крамником в Колонном зале. Там мы и познакомились с вице-президентом ШФМ Сергеем Смагиным. В принципе, все спортивные сооружения проводятся по одной схеме. Должно быть место его проведения, организован пресс-центр, подготовлен транспорт. Какой-то специальной специфики у шахмат нет, но есть определенные требования, которые необходимо выполнять, как и в любом виде спорта.
– В следующем году вы будете помогать в организации Moscow Opena 2008?
– В.П. Если фестиваль будет включен в план нашей работы, то будем. Хотя график у нас очень напряженный, но будем проводить.
– На каком этапе вы подключились к проведению фестиваля, сколько у вас было времени?
– С.С. Месяца за два. Когда турнир делается вообще с нуля, тогда сложнее. Необходимо искать помещение, и еще много другого, при этом не забывая о требованиях к проведению данного соревнования. Здесь же люди уже проводили Moscow Open, у них был уже опыт.
– Как вы считаете, у вас все получилось?
– С.С. Вроде да. Единственное, мы понадеялись на то, что местные структуры нам предоставят связь и Интернет хорошего качества. На других наших мероприятиях мы работаем со своими проверенными партнерами. Поверьте, что они справляются с очень сложными задачами, например при проведении чемпионатов мира, где требования к скорости и качеству связи повышенные. Здесь мы понадеялись на РГСУ, который обещал решить эту задачу. Но решена она была не очень хорошо. Поэтому на следующий год, на наш взгляд, имеет смысл подключать профессионалов.
– Как вы считаете, площадка, где проходил фестиваль, идеально подходит для проведения подобных мероприятий?
– В.П. Здесь мы привязаны к тому, что Университет предоставляет помещение и является спонсором турнира. Конечно, они не берут с организаторов тех денег, которых стоит аренда значительных площадок. Нас здесь не все устраивает, но надо понять, что если данное мероприятие проводить в другом месте, резко возрастет стоимость аренды и т.д. Поэтому, если здесь есть какие-то неудобства, то надо с ними надо смириться. Можно организовать турнир и в Кремле, но это будет стоить совсем других денег.
– Каков оптимальный срок подготовки к таким мероприятиям?
– В. П. Месяца два.
– То есть вы подключились как раз вовремя.
– В. П. Конечно, подготовка таких крупных соревнований, как первенство мира, требуют большего времени, там подготовка может начаться и за год. Но там гораздо сложнее задачи.
–У вас не было проблем с участниками?
– С.С. Нет. К нам претензий не возникало. У нас везде работают профессионалы. Встреча в аэропортах отлажена, работаем с гостинцами и т.д. То есть вопросов, как правило, не возникает.
– Накладок никаких не было?
– Нет.
– По сути, вы делает ту работу, которую никто не видит. Ни участники, ни зрители.
– В.П. Многие вопросы остаются за кадром. Шахматисты, которые играют в турнире, приходят на все готовое. Они садятся за столики и играют. Думать о том, где какой телефон подключен, где какая трансляция идет, они не должны.
– Сколько человек из вашей команды работало на этом мероприятии?
– В.П. Дирекция у нас большая, около ста человек. Здесь, непосредственно на турнире, человек пять. Есть еще люди, которые работали в гостинице и в аэропортах. Всего человек 10.
– Сколько продолжается рабочий день?
– С.С. Если тур начинается в 5, то заканчивается он в 10, но на этом все не заканчивается, поскольку еще продолжают работать судьи, которые делают результаты. Наверное, все заканчивается часам к 12.
– А начинается?
– С.С. Часа за полтора-два до начала партии. Получается полноценный рабочий день.
– Не хотели бы что-то добавить или изменить на следующий год?
– В.П. Пока об этом рано говорить, но если у Шахматной федерации Москвы будут какие-то требования или пожелания, то мы постараемся их выполнить. Каких-то претензий от спортсменов я не слышал. Есть, конечно, мелочи, но без них никуда.