В последнее время широко обсуждается вопрос о неудачном выступлении нашей детской сборной на первенстве мира 2010. Мне бы хотелось по этому поводу высказать свое мнение. Для того чтобы выйти на стабильный уровень выступлений в детских соревнованиях на международном уровне, необходимо наличие определенных условий. В первую очередь, это целенаправленная постоянная работа с лучшими мальчиками и девочками, которые готовы заниматься профессионально. До прихода Е.И. Бареева в детские шахматы, этот процесс был хаотичным, и Шахматная федерация к нему не имела никакого отношения. Каждый «выкручивался» как мог: спонсоры, богатые родители. Если же средств не было, то все заканчивалось достаточно плачевно. С 2005 года ситуация улучшилась, была открыта школа Бареева, которая просуществовала до конца 2010 года. В 2006 году была открыта шахматная специализация в спортивном интернате в Москве, и, которая, скорее всего, закроется в 2011 году. Цели, поставленные перед школой Бареева и интернатом - не были достигнуты. Поэтому, школу Бареева решили расформировать, а интернат закрыть за бесперспективностью. Почему не удалось получить те результаты, которые планировались? Есть несколько причин: 1. Существовали приоритеты привлечения детей на сборы, но они не соблюдались по той простой причине, что многие тренеры не очень охотно отпускали своих учеников на школу Бареева. И, это можно понять: они вложили в этих детей много сил и времени, довели их до чемпионского уровня и вдруг, в тренировочный процесс вклиниваются другие люди. Соответственно, уже не понятно кто больше участвует в прогрессе ученика. Поэтому, учеников брали перспективных, но не лучших. Была очень большая текучка, дети менялись постоянно. Естественно, за один-два сбора достичь существенного прогресса – невозможно! Да и тренерам школы Бареева становилось работать все сложнее и сложнее, так как они понимали, что большинство детей они видят в первый и последний раз. Смысл работы начал постепенно исчезать. Тренеры школы неоднократно просили Евгения Ильгизовича Бареева решить эту проблему, ввести систему контрактов. Но, юридически, это было невозможно, так как до 16 лет заключить контракт с ребенком было нельзя: контракт будет недействительным. Но, на мой взгляд, без решения вышеизложенной проблемы говорить о качественной тренерской помощи не приходится. 2. Был очень слабый контроль над работой детей между сборами. Конечно, им давались задания. Но, у тренеров школы практически не было рычагов воздействия. Поэтому, выполнялись эти задания далеко не всегда. Если ребенок две недели работает, затем три месяца отдыхает или занимается малоэффективно, то рассчитывать на какой-либо результат – не приходится. На мой взгляд, контроль над работой ученика должен быть постоянным. И, это является одним из главных моментов тренировочного процесса. Но, школьной системой обучения этот контроль наладить не удается. 3. Самая главная проблема – отсутствие стройной научной системы подготовки шахматистов, которая обеспечивала бы максимальный эффект от занятий шахматами. В любом виде спорта (футбол, большой теннис, фигурное катание и др.) каждая выдающаяся школа обладает уникальной системой подготовки. Это главная причина ее успехов. На это расходуется много материальных средств, но в хорошо финансируемых видах спорта, эти затраты быстро окупаются. В шахматах такой системы нет, и никогда не было. Если говорить о советской шахматной школе, то у нас была отличная структурная составляющая: много кружков, Дворцов пионеров, много соревнований, господдержка. Как результат – около 5 миллионов занимающихся шахматами. И, количество переходило в качество. Каждый год появлялись десятки хороших шахматистов. Но какой-то особой системы подготовки все равно не было. Каждый занимался, как мог и как хотел. Сейчас ситуация такая же, ничего не изменилось. Конечно, каждый тренер пытается улучшить свою работу. Но, зачастую, эти изменения не очень существенны. На мой взгляд, одному человеку не поднять много направлений. Нужно выводить на хороший уровень и шахматную подготовку, и подключать психологическую составляющую, и обеспечивать хорошую физическую подготовку… На все это не хватит ни времени, ни сил, ни образования. По-хорошему, нужно собрать человек 20 лучших тренеров, психологов, специалистов по физической подготовке, педагогов, методистов и несколько десятков детей разного возраста и различных разрядов. И, в течение нескольких лет, отрабатывать все направления, которые есть в шахматах, все психологические моменты и физическую составляющую, учитывая при этом возрастные особенности. Вся собранная информация подвергается обработке и анализу. Как итог, качество работы тренеров возросло бы многократно, сразу бы эффективнее заработали бы и школы, и СДЮШОРы, и интернат. В интернате проблема только одна – отсутствие научно отработанной системы. Поэтому, мы, тренеры интерната, и не смогли показать те результаты, на которые рассчитывали. Хотя, мы с Сергеем Николаевичем Архиповым в постоянном поиске, все время пытаемся улучшить нашу работу. И результаты, которые показывают наши ученики - одни из лучших в стране. Однако, при наличии системы, результаты могли бы быть совсем другими. Что происходит в данный момент? Созданы две новые школы, в которых занятия ведут лучшие шахматисты страны. В принципе, мы все это уже проходили. На первом сборе школы Бареева были: А.С. Морозевич, С.В. Долматов, М.И. Дворецкий, Е.А. Васюков, сам Евгений Ильгизович Бареев. В том же 2005 году у нас были Шипов С., Сорокин М. Это последние несколько лет тренерский состав практически не менялся. А в начале у нас на всех сборах были ведущие шахматисты. Сказать, что у нас на первых сборах результативность была выше, чем в последующие годы – я не могу. На мой взгляд, без решения тех трех проблем, которые я обозначил выше, эффективность работы школы поднять невозможно. Особенно, без создания системы. Выдающиеся шахматисты не всегда хорошие тренеры. В тренировочном процессе много тонкостей, которые они могут не знать. А, всерьез заниматься тренерской работой пока никто из них и не хочет, поскольку они прекрасно понимают, что должны работать, в первую очередь, на себя. А, надеяться на то, что у детей, которые увидят топ-шахматистов, сразу исчезнут все их шахматные и психологические проблемы – несколько наивно. Сейчас декларируется, что через два-три года мы будем «впереди планеты всей». А, можно вопрос, за счет чего??? Структурные позиции мы проиграли. Думаю, что в тех же Индии и Китае, приток шахматистов многократно больше, чем у нас. Поэтому, количество перейдет в качество у них, а не у нас. В Китае, Индии, даже в маленькой Армении – государственная поддержка, следовательно, у них есть и психологи, которые не только работают с детьми во время тренировочного процесса, но и поддерживают спортсменов почти на всех соревнованиях. Все перспективные спортсмены обеспечены тренерской помощью и хорошими соревнованиями. И, восточные люди всегда знают, что главное, а что второстепенное и умеют правильно расставлять приоритеты. Поэтому предполагаю, что научную систему обучения в этих странах разрабатывают давно. Что есть у нас? По структурным позициям, мы их уже не догоним никогда! Государственной поддержки нам в ближайшее время ожидать тоже не приходится. Нет государственной поддержки – нет и средств на разработку системы. И как мы их перегоним? Единственное, что у нас есть – это школы, эффективность работы которых – под большим вопросом. Интернат, самая эффективная форма работы, находится на стадии вымирания: от Российской шахматной федерации мы не получили за последние два-три года – ни копейки! А интернат в 2010 году на шахматы (на 10 учеников и двух тренеров) выделил аж (!) 30000 рублей. В этом году финансирование еще уменьшится. Можно в таких условиях работать? В Китае, кстати, нет никаких школ. Там есть отдельный шахматный интернат, в который приглашаются лучшие дети страны. Они сразу же поняли, что работа в интернате самая эффективная. Все под контролем, можно заниматься и шахматами, и психологическими проблемами, и физической подготовкой. У нас такого отдельного интерната, скорее всего, не будет никогда. Но тогда надо укреплять и расширять хотя бы то, что есть! А у нас все лучшее – целенаправленно уничтожают. В тех странах, о которых я говорил (а есть и другие страны, о которых мы мало знаем, например Вьетнам, Турция), решают проблемы шахматного развития страны системно. Мы, как всегда - залатываем дыры. На мой взгляд, исходя из той ситуации, которую я описал, состояние детских шахмат в России – не плохое! Оно – катастрофическое! То, что мы с таким подходом будем второсортной шахматной державой – это уже не вопрос десятилетий, а вопрос нескольких лет. Значит ли это, что у нас не будут появляться хорошие, сильные шахматисты? Конечно, будут! Но этот процесс будет хаотичным, непредсказуемым. Можно ли изменить ситуацию? Я вижу только один вариант: так как в структурном отношении дела плохи и на господдержку мы не рассчитываем, то только открытие специализированного шахматного интерната и создание на его базе группой специалистов самого высокого уровня научной системы обучения шахматистов, дадут нам реальный шанс изменить ситуацию. Но это – из области фантастики. Думаю, что даже А.В. Дворкович не сможет решить такую сложную проблему. И мы еще десятилетия будем залатывать дыры. Ну, и все же: кто виноват в плохом выступлении нашей детской сборной? Да никто! Это пока вопрос везения. Виноваты звезды! Они на тот момент были по отношению к нам, плохо расположены. Будем надеяться на благосклонность звезд в следующий раз!
Валерий Чехов Гроссмейстер, тренер по шахматам МУОР №1
26 сентября 2010 г.
Снова в школу
Летние каникулы. Самое долгожданное время для школьников. Наконец-то закончены учебные хлопоты и можно сосредоточиться на любимом деле. За лето ребята не только вытягиваются в длину, они становятся взрослее и крепче. Ну а юных шахматистов, не забросивших на лето доску с фигурами в дальний ящик, просто не узнать. Игра в турнирах и самостоятельная работа делают с любителями шахмат настоящие чудеса. Появляется такой нужный опыт выступления в серьезных соревнованиях. Конечно же, воспитанники «Юности Москвы» не остаются летом без поддержки тренеров. Все лето они были рядом с ребятами, поддерживали их, проводили занятия и лекции, разбирали партии и готовили к будущим выступлениям. По сложившейся традиции, занятия совмещались с отдыхом. Ведь как здорово, после занятий за доской пойти искупаться в море или поучаствовать в дружеском футбольном матче. Конечно, такая возможность появляется лишь за городом. И каждый год многие наши ребята выезжают с тренерами в Подмосковный лагерь или же на курорт на берегу моря. Для многих ребят такие поездки оказываются не только первыми международными соревнованиями, но и первыми выездами за границу. Сколько новых впечатлений, эмоций… Особенно актуальными выездные занятия оказались этим летом. В то время как москвичи задыхались в душной, пропитанной гарью и смогом Москве, наши воспитанники набирались сил на сборах и соревнованиях, проходивших в комфортных климатических зонах. Мы попросили рассказать о лете «Юности Москвы» старшего тренера школы, Людмилу Сергеевну Белавенец. Кажется совсем недавно Шахматный клуб им. Т.В. Петросяна заполняли многочисленные участники детского турнира «Здравствуй, лето», а теперь уже нас окружает осень и заботы нового учебного года. А чем запомнилось ученикам и тренерам «Юности Москвы» прошедшее шахматное лето? Сейчас много турниров, взрослых и детских в самых разных городах. И именно летом свободные от школьных занятий юные шахматисты хотят наиграться вволю. Воронеж, Кострома, Рыбинск, Санкт-Петербург, Обнинск. А еще Румыния, Польша, Украина, Белоруссия, Болгария - вот, видимо, неполный перечень стран, где побывали представители нашего клуба. Удачно для наших ребят закончился турнир в румынском городе Эйфория Норд. В турнире до 10 лет победил Алеша Северин. Его шестилетняя сестричка Катя тоже получила на закрытии грамоту, медаль и свою долю аплодисментов. Малышка стала третьей в своей возрастной группе. Получили призы в турнире старших Аня Носовская и Вася Брухтий. Традиционный фестиваль «Кубок Волги» своей прекрасной организацией и турнирами на любой возраст и вкус всегда привлекает многих наших воспитанников. Кто-то играл во взрослом опене, кто-то в детских турнирах, а тренер «Юности Москвы» Андрей Андреевич Черенков выполнил норму международного мастера в круговом турнире. Доволен тренер – довольны ребята. Многие повысили рейтинги, и все без исключений получили необходимую турнирную практику. Командное первенство России в Рыбинске – главное соревнование лета. Наш тренер Артем Замфирофич Ахметов уже рассказывал об этом турнире и о результатах трех наших команд. Безусловно, участие ребят младшего возраста в столь ответственных мероприятиях способствует их шахматному росту. Герой всех трех команд – 12-ти летний Саша Тарасов занял первое место на второй доске. Пока в рейтинг-листе Саше до звания кандидата в мастера не хватает всего одного балла, но он уже успел удачно сыграть в Киеве, и теперь уже перешагнул желанный рубеж. За это лето стал кандидатом в мастера и Лева Глушков, многие повысили рейтинг и стали перворазрядниками. А еще этим летом 50 наших ребят побывали в спортивных лагерях. Один находится в Черногории на берегу моря (Герцог Нови), другой – в Подмосковье, в Софрино. Кроме шахматных занятий здесь была обширная спортивная программа: купание, «Минута славы», а в Черногории – экскурсии в соседние страны. Кажется, все довольны. Теперь предстоит подготовка к новому первенству Москвы, отбору к первенству России среди юношей и девушек. Занятия начались – турниры тоже.
Материал подготовила Наталия Ушакова
12 февраля 2010 г.
Большой десант в Ботаническом саду
Тренер СДЮШОР «Юность Москвы» Наталия Ушакова подводит итоги выступления шахматистов школы на шестом международном фестивале Moscow Open, прошедшем совсем недавно в Российском государственном социальном университете. – Приятно подводить итоги выступления наших воспитанников в таком солидном мероприятии, как традиционный международный фестиваль Moscow Open 2010. Ведь здесь юные шахматисты получают не только возможность поучаствовать в солидном турнире, но и приобретают бесценный опыт игры в международных соревнованиях самого высокого уровня. Рядом с ними, буквально на расстоянии вытянутой руки, все девять дней сражались настоящие звезды шахмат, на партиях которых учатся и будут еще многие годы учиться будущие чемпионы. К тому же организаторы из года в год стараются сделать фестиваль настоящим праздником, как для его участников, так и для зрителей. Для воспитанников «Юности Москвы» турнир традиционно очень важен. Здесь можно показать себя, выявить какие-то недоработки, определиться с дальнейшим направлением работы. В этом году наша школа высадила в Ботанический сад, где проходило состязание, внушительный «десант» - около 60 подопечных «Юности Москвы» сражались в различных соревнованиях Moscow Open 2010. «Мы готовимся к этому турниру в течение года, смотрим партии, стараемся, чтобы ребята извлекли для себя максимум пользы, играя в этом фестивале. Для них это возможность поднять уровень своей игры, выполнить разряды, повысить рейтинг. К тому же это смотр сил перед таким важным для ребят соревнованием, как чемпионат России. Он стартует в апреле в Дагомысе, и важно, чтобы ребята подошли к нему в оптимальной форме. Конечно же, все тренеры «Юности Москвы» переживали за наших учеников, следили за их выступлениями вживую и по интернету, старались помогать при подготовке к партиям. Настраивали на новые победы тех, для кого все складывалось удачно, и ободряли тех, кто испытал горечь поражения», рассказала нам старший тренер СДЮШОР «Юность Москвы» Людмила Сергеевна Белавенец. Всегда приятно, когда молодые спортсмены имеют возможность показать себя, сражаясь с игроками из других городов, вдвойне приятно, когда им удается завоевать медали. В этом году нас порадовали самые юные. В группе, где играли ребята 2001 года рождения и моложе, безоговорочную победу завоевал Семен Ломасов (на фото). Он уже становился чемпионом Москвы до 10 лет, а теперь Сеня добавил в свою копилку первый приз Moscow Openа, набрав 7 очков из 8 возможных. Кстати, по ходу турнира Сеня отпраздновал свой восьмой день рождения. Надеемся, что удачное выступление и путевка в Грецию на чемпионат мира среди школьников стало для него хорошим подарком. Порадовал нас и Егор Ковалев, он стал вторым в турнире ребят 1999 года рождения и моложе. Удачно выступили Настя Челяпина (4 место в группе девочек 1997 г.р. и моложе), Лиза Мартынюк (6 место в группе девочек 1999 г. р. и моложе). Неплохо сыграли Данила Дорохин и Лев Глушков, разделившие 6-13 места в группе юношей 1995 г.р. и моложе. Наши поздравления чемпионам! Не всем удалось справиться с эмоциями по ходу турнира, кто-то удачно стартовал, но срывался на финише, а кто-то просто не смог найти свою игру. Что ж, им придется сделать выводы, чтобы на других официальных соревнованиях оказаться на высоте. Конечно же, многие воспитанники «Юности Москвы» пробовали свои силы в турнирах для взрослых. Бороться за призовые места им было непросто, но бесценный опыт, полученный при игре с более опытными соперниками, с лихвой компенсировал горечь поражений. Здесь ровный сильный состав, солидные соперники, совсем другая атмосфера. Тем не менее, многие наши ребята показали себя достойными противниками. Максим Вавулин набрал в турнире «В» 5,5 очков, Костя Савенков там же финишировал с пятью очками, несколько учеников школы набрали по 50% очков. В женском турнире «С» также пробовали свои силы наши девочки, и они не ударили в грязь лицом, показав вполне достойный результат. В целом, можно сказать, что смотр сил удался. Теперь наших ребят ждут новые сражения. Совсем скоро стартуют отборочные игры к первенству Москвы до восьми лет, а уже в апреле школа «Юность Москвы» высадит новый десант. На сей раз в поселке Дагомыс близ города Сочи, где пройдет главный юношеский турнир нашей страны - первенство России.
18 июня 2006 г.
ЧТО ДАЮТ ДЕТЯМ ШАХМАТЫ?
В июне этого года в клубе имени Т.В. Петросяна проходил детский международный фестиваль «Здравствуй, лето!». Ввиду того, что возраст участников по регламенту не превышал 12 лет, многие из них приезжали на партию в сопровождении старших. На протяжении 9 дней мальчики и девочки упорно сражались за шахматной доской, а родители (а также бабушки и реже дедушки) с волнением ожидали их в коридоре или на улице. Количество участников, собравшихся в стенах шахматного клуба, свидетельствует о том, что детские шахматы, в настоящее время, находятся на подъеме. Возникают вопросы: « С чем может быть связана такая популярность детских шахмат? На основании чего родители записали своих детей именно в шахматный клуб?». С целью выявления главных причин и предпосылок корреспонденты газеты «Шахматная Неделя» задали несколько вопросов родителями участников турнира. На вопрос «Почему вы отдали своего ребенка именно в шахматы среди такого разнообразия кружков?» большинство отметили, что шахматы способствуют развитию в человеке таких качеств как усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, собранность, дисциплинированность, умение самостоятельно принимать решения. А это, в свою очередь, помогает детям при обучении в школе. Так, все, без исключения опрошенные сказали, что их ребенок хорошо учится в школе, не смотря на то, что приходится много пропускать в связи с отъездами на соревнования. По словам родителей, ребенок, вернувшись с турнира, быстро догоняет (и часто даже перегоняет) своих одноклассников. Около 70 % опрошенных подчеркнули, что их ребенок особенно преуспевает в математике. Больше половины родителей связывают свой выбор в пользу шахмат с тем, что в семье кто-то еще (чаще отец или дедушка) любит играть в шахматы. Лишь в одной семье оба родителя оказались профессиональными шахматистами. Данный опрос показал, что средний возраст ребенка, в котором его привели в шахматный клуб – 7 лет. 90% подтвердили, что их ребенок сейчас занимается шахматами с удовольствием и его не приходится заставлять. Из 10 опрошенных родителей 6 хотят, чтобы их ребенок в дальнейшем связал свою жизнь с шахматами, 2-е сказали, что это зависит от его будущих достижений, 2-е ответили, что водят ребенка на шахматы лишь для его общего развития. Итак, из слов родителей, можно сделать вывод, что все они водят своего ребенка именно в шахматный клуб по разным причинам и ставят разные цели. Но в целом, все склонились в пользу шахмат в первую очередь потому, что эта игра способствует развитию в человеке ряда положительных качеств, которые помогут их детям в учебе и в дальнейшей жизни.